Дизайн книги

Дизайн книги в узком понимании этого слова применительно к издательской деятельности - это процесс художественного оформления обложки и некоторых внутренних элементов книги - форзаца, нахзаца, шмуцтитулов, авантитула, колонтитулов и др. В более широком понимании, дизайн - это процесс моделирования предметов в процессе их конструирования и подготовки к производству. Современный дизайн неразрывно связан с компьютерными технологиями.

Качественный дизайн книги, под которым в общем случае понимается художественное оформление внешнего вида обложки книги, а также оформление элементов внутреннего блока книги (внутренних страниц книги, расположенных непосредственно под обложкой), создает индивидуальный внешний вид книги, который в идеале должен быть уникальным, т.е., не должен нигде повторяться. Благодаря эксклюзивному внешнему виду книга получает повышенные шансы на коммерческий успех, поскольку такая книга становится привлекательной для покупателя в магазине и ярко выделяется среди других изданий.

Требования к дизайну книги - это уже исключительно индивидуальный вопрос для каждого издания книги. Существует огромное количество точек зрения относительно того, что можно считать качественным дизайном. Ведь дизайн книги - это во многом творческий процесс, поэтому его результаты могут восприниматься как положительно, так и отрицательно, а зависит оценка труда дизайнера практически только от парадигмы заказчика и глубины проработки исходного технического задания на разработку дизайна издания книги. Дизайн книги, с одной точки зрения, должен отражать содержание книги, т.е. данное мнение заключается в том, что дизайнеру необходимо в определенных рамках визуализировать авторский дискурс, содержащийся в книге.

Обычно в рамках концепции непосредственной визуализации для разработки внешнего вида обложки дизайнером используется синопсис, аннотация или краткое содержание книги, которое в процессе разработки художественного оформления специалист по разработке внешнего вида печатной продукции старается передать средствами визуализации, то есть - средствами графики, как компьютерной, так и художественной.

Художественное оформление книги имеет определенные отличия в сравнении с дизайном, скажем, автомобилей. Даже технологии дизайна разных видов полиграфической продукции имеют некоторые отличия.

Книга - это, прежде всего, классический и пока что самый распространенный носитель информации. Задача книги - предоставить мысли автора на суд читателей или чему-то научить читателя, если речь идет об издании книг-учебников. Поэтому одной из главных задач дизайна книги в этом аспекте можно назвать передачу содержания книги в краткой и емкой форме художественной графики.

В отличие от буклетов, открыток, визиток, издание книги является значительно более емким и информативным. Однако количество изданий книг очень велико, поэтому перед книжными дизайнерами порой стоит на порядок более сложная задача, чем перед специалистами по промышленном дизайну или по дизайну упаковки. Задача оформителя книжного издания - раскрыть суть книги в ее художественном исполнении.

С точки зрения технологии и подхода к разработке художественного оформления книги (или дизайна книги, если говорить короче) сложно назвать какой-то универсальный рецепт, которым пользуются дизайнеры. Каждый дизайнер, как правило, является творческим человеком и в процессе создания дизайна книги пользуется собственными алгоритмами и художественными приемами. Авторам книг будет интересно узнать, что далеко не все дизайнеры и, тем более, художники-оформители первым и самым важным шагом считают ознакомление с содержанием издания книги. Действительно, если бы дизайнеру нужно было вникать в суть книги, пытаться понять, о чем она, а затем стараться выразить это графически, то издание книг в издательствах Москвы занимало было годы. Профессиональный дизайнер, полагаясь на свой опыт, художественный вкус и, конечно, используя техническое задание автора, в самые краткие сроки сможет предложить варианты оформления издания книг. Несомненно, художественное оформление книги будет ярким, узнаваемым, лаконичным, информативным, при взгляде на книгу читатель заинтересуется и захочет ее прочесть.

Чем отличается дизайнер, обладающий творческим мышлением, от дизайнера, только начинающего свой творческий путь либо не имеющего креативной жилки? Отличие именно в подходе к процессу художественного оформления книги, к дизайну обложек издания книг. Опытный профессиональный дизайнер не будет пользоваться формальным подходом, но при этом учтет все правила и принципы грамотного дизайна книги.  Начинающий дизайнер при подготовке оформления книги будет искать своды неписанных правил и собрания классических законов композиции, например, цельность и единство, равновесие, соподчинение, но, вполне может быть, потеряет творческую составляющую.

Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Но профессиональный дизайнер издательства книги обязательно знает, что в XX веке не существует единого учения о композиции, обобщающего современную художественную практику во всём её многообразии. Понятие композиции охватывает множество отдельных стилевых направлений и техник, включая как традиционное тонально-тематическое письмо, так и методы композиции, исходящие из принципиально нетрадиционных её трактовок.